Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

За что такая «Нелюбовь» в российском прокате

Фестивальные фильмы не имеют шанса получить приличные сборы

АВТОР: ВАЛЕРИЯ КРАПИВИНА

Почему фильмы самых титулованных российских режиссеров так быстро уходят из проката? Ответ на этот вопрос — в материале Sevench.

Российский Forbes составил рейтинг самых коммерчески успешных российских режиссеров. На первом месте, предсказуемо, Тимур Бекмамбетов — один только его «Особо опасен» собрал рекордные $341,4 млн, при бюджете в $75 млн. Это неудивительно: фильм был показан не только российским зрителям, его посмотрели во всем мире, отсюда и громадные сборы.

Бекмамбетов значительно опередил своих коллег. На втором месте Леван Габриадзе, его фильмы заработали в прокате $79 млн. Габриадзе снял несколько частей новогодней киноэпопеи «Елки». Также он автор ленты «Убрать из друзей» — фильма, который разгромили критики, а в прокате он, тем не менее, собрал целых $64 млн.

Замыкает тройку лидеров Федор Бондарчук. Его финансовый результат — $69 млн, а самая кассовая картина — «Сталинград».

Рекорд по зрителям

Весной глава Минкульта Владимир Мединский с гордостью заявил, что по итогам Года кино число зрителей российских фильмов достигло рекордных показателей, составив более 35 млн человек. Это абсолютный рекорд, начиная с 1991 года.

Кстати говоря, самым кассовым фильмом 2016 года стал «Экипаж» Николая Лебедева. А в списке Forbes режиссер на четвертой строчке. Его картина только в российском прокате заработала $24 млн.

В фильме «Экипаж» (2016) главные роли сыграли Данила Козловский, Владимир Машков и Агне Грудите

В рейтинге самых коммерчески успешных в основном комедии («Самый лучший день», «День выборов 2», «Жених»). Министерство культуры все громче заявляет об увеличении доли российского кино в прокате и ограничении голливудского. Много говорят о количестве, но почти ничего о качестве картин.

Чтобы фильм появился на большом экране, прокатчики обязаны купить так называемое «прокатное удостоверение», оно стоит как минимум 5 млн рублей. Это касается как отечественных, так и зарубежных картин.

Как отмечает глава Фонда кино Антон Малышев, для российских фильмов расходы будет компенсировать фонд. Обращаясь за «прокатным удостоверением» в Министерство культуры, правообладатели должны писать заявку в Фонд кино на получение 5 млн рублей. Деньги будут возмещаться в порядке конкурса на получение господдержки в прокате.

Шансы на попадание в прокат решает бюджет фильма. Допустим, такие «богатые» режиссеры, как Федор Бондарчук и Жора Крыжовников, который на шестом месте в рейтинге Forbes, «прокатное удостоверение» получат без проблем — их картины имеют громадный бюджет и активно поддерживаются Минкультом.

Фестивальное кино

Получение «прокатного удостоверения» обязательно и для фестивальных показов российского кино. А как известно, многие из таких фильмов имеют минимальный бюджет и порой обходятся без финансовой поддержки ведомства. Тем не менее, у фестивального кино есть свой зритель, по качеству и глубине такие картины часто опережают массовое кино.

В основном фестивальные фильмы, все-таки вышедшие в широкий прокат, попросту не имеют шанса получить приличные кассовые сборы. У российского проката есть некоторые особенности. В стране по-прежнему много однозальных кинотеатров и недостаточно многозальных. Отсутствие большого количества залов вынуждает кинотеатры снимать старые релизы в пользу новых, даже если на фильм стабильно приходит аудитория, ведь на премьере кинотеатр в любом случае заработает больше.

Например, количество сеансов фильма «Нелюбовь» в самом многозальном киноцентре России «Соловей» на Красной Пресне в Москве (24 зала!) было ограничено до десяти в день. Картина титулованного российского режиссера Андрея Звягинцева вышла в прокат 1 июня, она отмечена «Призом жюри» на Каннском кинофестивале и многими другими престижными наградами.

Если самый крупный отечественный киноцентр отказывается от качественного кино в пользу массового, то что говорить о кинотеатрах в регионах?

Кстати

После двенадцати дней проката в России и СНГ драма «Нелюбовь» (18+) получила 66,6 млн рублей, сообщает kinobusiness.com. За счет более высоких сборов в будни отставание от графика «Левиафана», вышедшего в 2014 году, сократилось с 35 до 20%.

comments powered by HyperComments