Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Михаил Смолянов: «Наведите порядок в финансовом учете»

У большинства стартаперов с этим провал

АВТОР: АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВА

Основатель сервиса финансового учета «Финолог», преподаватель бизнес-школы «Сколково» Михаил Смолянов рассказал Sevench о важности порядка в финансах, работе в StartUpIndex и о том, почему начинающим предпринимателям лучше не брать кредит на обучение в «Сколково».

Как родилась идея «Финолога»?

— Когда у нас было инвестиционное агентство, мы увидели, насколько провальный уровень в плане финансовой грамотности и финансового учета у большинства стартаперов. А затем, уже исходя из опыта преподавания в бизнес-школах или выступлений на различных мероприятиях, я понял, что иногда люди не понимают самых основ ведения финансового учета. Они успешно ведут бизнес, но в учете у них — полный провал.

Как вы соперничаете с конкурентами в данной сфере?

— Конкурентов, на самом деле, не много. А соперничаем просто — делаем лучше, быстрее. И все. Сейчас у нас получилось очень хорошее сочетание: мы быстро реализуем все пожелания клиентов и, конечно, используем настоящий и хороший маркетинг. То есть не только реклама в интернете, но и выступления на бизнес-форумах помогают.

В чем главная фишка «Финолога»?

— Есть главная проблема на уровне государства: бухгалтерский учет и управленческий учет — это две разные вещи. У большинства наших клиентов не одно юридическое лицо. Какое-то на системе НДС, какое-то на «упрощенке», какое-то старое, для тендеров. И бухгалтерия показывает только одно юрлицо. А мы позволяем отстроиться от этих формальностей, которые требуют налоговая и государство, и собрать вместе все финансовые потоки. Неважно, будет ли это юрлицо, ИП, деньги в кассе или в сейфе. Наша система позволяет в общем увидеть всю картину по финансовым потокам в бизнесе.

Михаил Смолянов: «Выступаешь на сцене — ботинки почисть, рубашку застегни и так далее. С финансами то же самое».

Почему вы решили бороться с финансовым «бардаком»?

— Иногда бывает просто обидно: приходят люди с хорошими идеями, хорошими продуктами, даже с хорошими продажами, но у них все это «буксует» из-за отсутствия порядка в финансах. По этой же причине «буксует» привлечение инвестиций, привлечение дополнительного финансирования. Это можно сравнить с гигиеной: ты видишь классного опрятного человека, а у него ботинки не чищены. Хочется помочь, сказать, мол, выступаешь на сцене — ботинки почисть, рубашку застегни и так далее. С финансами то же самое, потому что это не прихоть, а необходимость.

Вернемся к тем временам, когда Вы работали в StartUpIndex. Как можно организовать систему оценки и отбора проектов?

— В принципе, мы делали очевидные вещи, которые сейчас делают и другие. Мы составили очень большой список параметров, более 40. Они касались как измеримых, так и субъективных аспектов оценки, например, слаженность команды и тому подобное. И, пока знакомились с проектами, старались просто их измерять. Мы следили за наиболее интересными для нас проектами, раз в три месяца обновляя информацию. А затем искали соответствие и вырабатывали различные закономерности. После предварительной оценки мы проводили проектную сессию, где на выступлениях проектов присутствовали эксперты. Наши эксперты были рейтингуемые: вес оценки эксперта зависел от того, насколько в прошлом оправдывались оценки этого эксперта. По результатам проектной сессии проектам и присваивался финальный инвестиционный рейтинг.

Каким образом можно адекватно оценить проект?

— Адекватно оценить нельзя. Если бы кто-то знал, как это сделать, то не было бы неудачных инвестиций. Но снизить вероятность ошибки — возможно. Тут критерии стандартные. Во-первых, предыдущий опыт команды: редко у команды без опыта в первый раз что-то получается. Не обязателен опыт в определенной сфере, а в целом бизнес-опыт, то есть умение управлять людьми, договариваться с партнерами, умение существовать в бизнес-среде. Во-вторых, и самое важное, это основные метрики по рекламе, по привлечению клиента, темпы роста и способность к масштабированию.

Михаил Смолянов: «Сколково» для тех, у кого уже было два или три бизнеса»

Чему научились, работая в StartUpIndex?

— Научились, конечно, оценивать проекты. Но важно то, что сложные вещи, которые описаны в толстых книжках, мы с партнером научились объяснять предпринимателям более простым языком. Мы чаще всего знакомились с проектом, а затем делали за него основную работу, чтобы можно было хоть как-то показать инвесторам. То есть, мы научились вытаскивать из бизнеса суть и упаковывать ее.

Помимо собственного бизнеса вы еще преподаете в московской школе управления «Сколково». Средняя цена обучения там 690 тысяч. Получается, начинающему предпринимателю туда не попасть? Или взять кредит на обучение?

— Нет, «Сколково» все же для тех, у кого уже было два или три бизнеса. Некоторые просто хотят сделать новый либо быстрее, либо более правильно. Ни в коем случае не надо брать кредит или занимать у мужа, родителей и так далее. Это должны быть заработанные деньги. В «Сколково» важно даже не столько обучение, сколько среда. Там классная среда, люди, с которыми ты учишься. В конце обучения ты получаешь допуск в хорошую среду, контакты и связи. Но чтобы получить допуск, надо и заплатить за обучение. В идеале — лично заработанными деньгами.

Интервью взято в рамках федерального бизнес-форума «Жара» в Тюмени.

Фото: Александр Василюха

comments powered by HyperComments