Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Каршеринг приехал в Россию

И уезжать пока не собирается

АВТОР: АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВА

Песня группы «Веселые ребята» сбывается, и автомобили действительно заполняют «буквально все». Многочасовые пробки, платные парковки, выхлопные газы, в конце концов, — таковы последствия «автомобильного» бума. Но инновационная Sharing economy (или «долевая экономика»), которая ворвалась на мировой рынок в прошлом году, призвана решить проблему «автомобильного» перенаселения планеты. Sevench решил рассказать о перспективах каршеринга в нашей стране.

Краткая история

Начнем с того, что каршеринг — это вид краткосрочной аренды авто с поминутной или почасовой оплатой. Каршеринг удобно использовать в пределах родного города, так как машину можно вернуть обратно в любом обслуживающем пункте.

Первая попытка реализации системы каршеринга датируется 1948 годом. Ее запустили в Цюрихе, но дольше двух лет каршеринг там не просуществовал. И только в 2000 году были созданы две крупные компании ZipCar (США) и City Car Club (Великобритания), которые функционируют до сих пор. В России первые каршеринг-сервисы появились в 2013 году. Первыми компаниями стали AnyTime (Москва) и Srteet Car (Санкт-Петербург).

Алексей Лазоренко, руководитель российского и украинского подразделений сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar, уверен, что Sharing economy не является чем-то принципиально новым. «Предыдущие поколения всегда делились друг с другом. А сегодня мы выводим эту технологию на уровень всей планеты», — говорит он. Основательницы компании BelkaCar Екатерина Макарова и Елена Мурадова также видят преимущества в системе каршеринга. «Мы были уверены, что идея приживется в Москве и окажет благоприятное влияние на транспортную среду. Ведь средний москвич использовал личный автомобиль всего 4% времени, а 96% автомобиль стоял мертвым грузом, но в то же время ежедневно на переполненных дорогах Москвы появлялось 600 новых автомобилей», — рассказывают девушки.

В чем преимущество?

У каршеринга есть своя финансовая выгода. По словам Александра Костикова, директора по корпоративным коммуникациям Uber в СНГ, автомобиль является одной из самых дорогих покупок, за исключением квартиры. «Автомобиль нужно менять, в лучшем случае, каждые 3-4 года. Но за это время цена на старое авто резко понижается. Помимо этого требуются затраты на оплату страховки, парковки и так далее. Поэтому необязательно быть владельцем машины, если вокруг стоят такие же. Каршеринг можно характеризовать как «Нужно? Берешь и едешь», — поддерживает его слова Станислав Грошов, генеральный директор каршеринга «Делимобиль».

Как будет развиваться мировой рынок такси

К сожалению, каршеринг не полностью исключает возможность мошенничества. Так, однажды в «Делимобиле» столкнулись с недобросовестными клиентами. Они решили, раз автомобиль просто стоит, то никакой слежки за ним не ведется. И сняли с машины капот, двери и так далее. Но уже на следующий день горе-клиенты были задержаны полицейскими, и теперь нарушителям грозит срок до 7 лет.

Но такие случаи больше исключение, чем правило. Во всех приложениях проводится тщательная верификация как водителей, так и пассажиров. Каждый из них предоставляет личные данные: телефон, фото, паспортные данные. И сотрудники каршеринговых компаний стараются проводить как можно более тщательную проверку.

Перспективы каршеринга в России

Согласно последним данным аналитиков Frost and Sullivan в 2014 году, услугами каршеринга воспользовались 4,9 млн человек. А количество машин, привлеченных в каршеринг, составило 90 тыс. В то время как в 2012 году в системе было всего 2,3 млн пользователей и 55 тыс. машин.

В настоящий момент каршеринговые компании ждут, когда Департамент транспорта озвучит условия сотрудничества. Ведь пока законодательство не успевает за быстро развивающейся системой каршеринга. Тем не менее в 2015 году московские власти обещали запустить в центре города пилотный проект по каршерингу. Предполагалось, что в систему будут вовлечены порядка 500 автомобилей. «Потребность столицы в каршеринговом транспорте оценивается минимум в 3 тыс. автомобилей. В Милане, где проживает 2 млн человек, в каршеринге уже задействовано более 2,2 тыс. автомобилей, и парк продолжает расти», — говорит основательница BelkaCar Екатерина Макарова.

По статистике один каршеринговый автомобиль заменяет 15 обычных. И крупные мегаполисы, наподобие Москвы, нуждаются в ослаблении загруженности дорог. Каршеринг предоставляет возможность в разы снизить количество пробок и в целом улучшить передвижение по городским дорогам. Главной проблемой остается именно законодательная сторона вопроса.

comments powered by HyperComments