Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Как в России зарабатывают на обуви

Кризис сыграл на руку отечественным производителям

АВТОР: НАТАЛЬЯ ЛИПОВА

Из-за политической и экономической ситуации в стране продавать обувь среднего ценового сегмента, сделанную в Европе и США, стало невыгодно. Тогда предприниматели переключились на отечественных производственников. Sevench узнал мнение экспертов о том, что из этого вышло и можно ли сейчас заработать на обуви.

У российских дизайнеров обуви стало больше заказов

Спрос на производство обуви внутри страны пусть не намного, но вырос, говорит дизайнер из Петербурга Виктор Рождественский.

— Может, дело в неком патриотизме, но бизнес вдруг обратил внимание на отечественных дизайнеров, самородков, и стал интересоваться обувью, которая производится в России. Появилось больше людей, готовых заниматься не производством обуви, а ее продажей на базе собственного бренда, — рассказывает собеседник Sevench.

Дорогой обуви стало меньше, а вот средний сегмент рынка вырос. Российская обувь по цене до 10 тыс. рублей оказалась более доступной для покупателя по сравнению с заграничными брендами и вполне конкурентоспособной по части дизайна. Единственное, в чем проигрывают сегодня российские производственники — а их пока не так много — это материалы, которые приходится по-прежнему ввозить из-за границы.

— Мы все еще зависим от зарубежных комплектующих (фурнитура, подошвы и так далее). То, что производится у нас, пока уступает по качеству иностранным производителям. Мы ищем альтернативу, благодаря кризису на рынке сложилась крайне благоприятная погода для производственников, — отмечает Виктор Рождественский.

Говорить о каком-то всплеске интереса со стороны бизнеса пока рано, согласен его партнер по обувному производству Максим Болохов. Однако тенденция к росту заказов за последние два-три года действительно наблюдается. «Приходят, например, представители специализированных магазинов для молодежи, которые хотят дополнить линейку своего бренда обувью. Кроме того, кризис открыл возможности для тех, кто занимается специфической обувью для танцев и pole dance: качественные туфли стали очень дорогими, а китайские аналоги недолговечны», — рассказывает предприниматель.

В моде экокожа

Создатель марки «Анима шуз» Анна Кравец долгое время работала экономистом и финансистом, потом познакомилась с веганами и сама стала веганом. В какой-то момент решила начать свое дело. Идею подсказали сторонники веганства.

— Они рассказали, что качественной обуви из экокожи у нас в стране нет. При этом в США и Европе производство веганской обуви поставлено на широкую ногу и занимает отдельную нишу на рынке. Поначалу была мысль заказывать ее из-за границы, но с учетом курса евро и доллара это было бы нерентабельно даже с минимальной наценкой, — вспоминает бизнесвумен.

В Китае, по ее словам, тоже делают обувь из искусственных материалов, но, как правило, она производится из дермантина и живет недолго. В результате было решено использовать в качестве материала произведенную в Китае экокожу и делать из нее обувь в России. Европейская экокожа не выдержала конкуренции опять же из-за дороговизны.

Анна Кравец также считает, что кризис сыграл на руку российским производителям обуви и тем, кто ее реализует. Сейчас владелица бренда снимает в субаренду небольшое пространство в творческой локации Maker Design loft, расположенной в центре Петербурга на Марсовом поле. По ее словам, пока обувь шьют на заказ, выходит примерно 30 пар в месяц.

— Мы решили начать с обуви на заказ, чтобы понимать, насколько это вообще нужно людям. Эксперимент продолжается. В дальнейшем хотелось бы заказать весь размерный ряд и сосредоточиться именно на продаже, — рассказывает предприниматель.

В компании надеются, что спрос на такую обувь будет расти. Пока обувь для веганов продается с наценкой 40%, в то время как в других магазинах и шоу-румах она составляет 100%. Начинающий веганский бренд пока не может себе такого позволить. «Большой прибыли мы пока не делаем, но пытаемся наращивать базу покупателей», — говорит Анна Кравец.

У создателя первого в России обувного бренда для веганов большие планы. Если объем заказов вырастет, в компании не исключают открытия отдельной торговой точки и даже сети магазинов в разных городах страны. «В идеале хотелось бы иметь свое производство», — говорят в компании.

Создатель бренда отмечает, что сейчас даже оптовые заказчики переходят на качественные искусственные материалы, а также биоматериалы.

— В Италии начали шить сумки и обувь из грибов, а Puma сделала демоверсию кроссовок из листьев ананаса. В наших условиях слякоти, морозов и перепадов температур, наверное, экокожа станет самым оптимальным материалом, — резюмирует предприниматель.

На дорогую обувь упал спрос

Если ориентированные на средний сегмент обувные бренды понемногу переключаются на «отечественного производителя», то в дорогом сегменте обуви все консервативно. Российское производство здесь пока сильно уступает зарубежным предприятиям по скорости и качеству, говорит совладелец обувных бутиков Chekroom Вячеслав.

Рынок дорогого сегмента обуви просел из-за кризиса, отмечает бизнесмен. По его словам, немногие из тех, кто работает в этой же нише, решаются переключиться на производство внутри страны, но в последнее время на рынке Москвы и Петербурга появилось несколько новых игроков, которые пытаются продавать сделанную в России мужскую классическую обувь. Для своих магазинов создатели сети заказывают обувь на испанском предприятии и двух английских фабриках, совместный проект с российскими производственниками пока в разработке.

Собеседники Sevench признают, что в России сложилась катастрофическая ситуация с производством. Бизнес надеется, что возродить производство внутри страны, причем не только обуви и комплектующих материалов, можно при поддержке государства с помощью продолжительных налоговых каникул и субсидий.

Фото Максима Болохова

comments powered by HyperComments