Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Как подделывают минералку

Чаще всего фальсифицируют марки «Ессентуки», «Славяновская» и «Смирновская»

АВТОР: НАДЕЖДА ДОСТОВАЛОВА

Фальшивая минералка занимает примерно пятую часть российского рынка. Часто злоумышленники подделывают ставропольские марки. Ненастоящую воду «Ессентуки» они продают как россиянам, так и соседям-белорусам.

Объем фальсификата на российском рынке минеральной воды составляет 20-25%. Об этом Sevench сообщил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров. По его данным, в целом есть тенденция к сокращению количества поддельной продукции.

— Большую роль сыграло принятие национального стандарта на минеральную природную питьевую воду (ГОСТ Р 54316-2011), — рассказал Sevench Дмитрий Петров. — В этом году должен быть утвержден технический регламент ЕврАзЭС, в котором будет прописан дополнительный механизм борьбы с фальсификатом.

Чаще всего подделывают минералку под маркой «Ессентуки», а также «Славяновская» и «Смирновская», отмечают в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод.

— В 90-е годы в ванне, условно говоря, смешивали воду с солями. Сейчас такого нет или скорее всего нет, — поясняет Дмитрий Петров. — Фальсификат стал более «изысканным». Например, берут минеральную воду, разбавляют ее обычной водопроводной водой, доводя до необходимых вкусовых кондиций. Или смешивают две минеральные воды. Одна высокой минерализации, другая — низкой. Только химический анализ минералки может показать, подделка это или нет.

Фальсификат «Ессентуков» на белорусском рынке

В Белоруссии выявлено огромное количество подделок российской лечебно-столовой минеральной воды «Ессентуки». Эту проблему на прошлой неделе обсудили в Минске участники II рабочей группы по сотрудничеству соседнего государства и Ставропольского края. Стороны решили разработать и внедрить комплекс мер по борьбе с фальсификатом. Например, будут проводиться контрольные закупки.

Кстати, по объемам добычи минеральной воды Ставропольский край находится на одном из первых мест, а по количеству раскрученных брендов («Нарзан», «Ессентуки №4», «Ессентуки №17», «Смирновская», «Новотерская целебная», «Славяновская» и так далее) — однозначно на первом.

Следует также различать контрафакт, при котором незаконно используется название продукции. Вода в бутылке может быть минеральной, но она не имеет никакого отношения к бренду, заявленному на этикетке. Это напрямую касается наименования места происхождения товара (НМПТ).

НМПТ, например, является минеральная вода «Ессентуки» (поэтому ее нельзя зарегистрировать как товарный знак). Право пользования легально закреплено за несколькими компаниями, при этом они лишены права распоряжения, то есть не могут передать права по лицензии.

В Роспатенте НМПТ «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17» официально зарегистрировали до 20 компаний. В 2017 году, согласно данным Федерального института промышленной собственности, свидетельство о регистрации НМПТ «Ессентуки №4» получило ООО «Флагман» (Ставропольский край, г. Железноводск). Кроме того, заявку на НМПТ «Ессентуки №4» подало ООО «Источники Кавказа» (Ставропольский край, г. Лермонтов).

Новая питьевая галерея источника №4 в г. Ессентуки. Фото: kot-de-azur.livejournal.com

Галерея источника №17 в г. Ессентуки. Фото: kot-de-azur.livejournal.com

— Чтобы на 100% быть уверенными в том, что вы приобретаете подлинные «Ессентуки», выбирайте воду, на этикетке которой указано, что производитель является недропользователем, то есть владельцем скважин, и может гарантировать подлинность воды. Например, таковым является Ессентукский завод минеральных вод на КМВ, который еще в советское время разливал воду «Ессентуки», — сообщила Sevench Ирина Резонкина, бренд-менеджер природных минеральных вод «Родники России» и «Ессентуки» в компании PepsiCo.

По ее словам, одним из признаков подделки минеральной воды является низкая цена продукции.

— «Ессентуки» — уникальная лечебная вода, со сложным процессом добычи, розлива и транспортировки, требующая качественной упаковки для сохранения минерального состава воды, поэтому она не может стоить дешево. Низкая цена должна насторожить потребителя, — предупреждает Ирина Резонкина. — При выборе минеральной воды можно ориентироваться на цену других известных лечебных вод из региона Кавказских минеральных вод, например, «Нарзана». Если разница в цене составляет полтора-два раза, то есть смысл задуматься о подлинности и качестве такой воды.

Еще одним сертифицированным производителем минералки «Ессентуки» является ставропольская компания «Аква-Вайт». Она поставляет воду на европейский рынок.

— Стоит отметить, что «Ессентуки» — это лечебно-столовая вода, и люди часто принимают ее по назначению врача. Есть не просто опасность употребления некачественной продукции, есть опасность причинения вреда здоровью, — подчеркнул в разговоре с Sevench директор «Аква-Вайт» Алексей Воинов.

На сайте компании указано, что минералка «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17» соответствует ГОСТу (Р 54316-2011), который устанавливает показатели минерализации воды, содержание биологически активных компонентов, катионно-анионный состав, строгое соответствие названия географической зоне добычи воды, номера скважин.

— ГОСТ является добровольным, и за его несоблюдение можно привлечь только тех, кто о нем заявил на этикетке, — уточнил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров. — Это уже вопрос контролирующих органов. Они могут привлечь уже за нарушение прав потребителей.

Город Ессентуки в середине XIX века. Фото: postav.livejournal.com

Город Ессентуки в середине XIX века. Фото: postav.livejournal.com

Всего в России около 1 тыс. производителей минеральной воды. Монополистов нет, наибольшая доля рынка — в пределах 10%. Минералку выпускают в стеклянной и ПЭТ-таре (современный пластик, кстати, ничуть не хуже и порой даже лучше стекла). Перевозить воду в ПЭТ-таре гораздо дешевле — легче груз. Впрочем, по традиции потребители выбирают стекло.

— Ессентукский завод минеральных вод на КМВ производит минеральную воду и в стекле (0,54 л), и в ПЭТ (1,5 л). Потребители выбирают ту или иную упаковку в зависимости от своих предпочтений, но, конечно, зеленая стеклянная бутылка является визитной карточкой всех лечебных вод, — рассказала Sevench бренд-менеджер природных минеральных вод «Родники России» и «Ессентуки» в компании PepsiCo Ирина Резонкина.

В Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод отмечают, что последние два года объемы потребления минералки в РФ падают: минеральная вода не является предметом первой необходимости, и на ней можно сэкономить.

comments powered by HyperComments