Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Как Кафка чуть не стал бизнесменом

Он мог выпустить серию бюджетных туристических путеводителей

АВТОР: ЕЛЕНА ЦВЕТОВА

Писатель Франц Кафка мог стать успешным предпринимателем, если бы реализовал свою бизнес-идею. В чем она заключалась, читайте в материале Sevench.

Во время путешествия по Европе летом 1911 года у писателя Франца Кафки и его друга, будущего издателя и редактора Макса Брода, которым было 28 и 27 лет соответственно, родилась бизнес-идея — выпустить серию бюджетных туристических путеводителей.

В то время популярностью пользовались путеводители Бедекера или «бедекеры», которые, кстати, с 1844 года ввели пятизвездочную систему рейтинга достопримечательностей (обязательных для посещения мест). Кафка критиковал «бедекеры» с их скучным перечислением ресторанов и отелей. По его мнению, в них не хватало инсайдерской информации о городах и странах, которая бы разнообразила отдых как опытных туристов, так и новичков.

По мнению Франца и Макса, в их время не существовало путеводителей, которые предназначались бы для тех, кто хочет путешествовать за небольшие деньги. Серию своих туристических гидов друзья хотели назвать «Дешево» — «Дешево через Швейцарию», «Дешево в Париже» и так далее. В них бы рассказывалось, в какие дни музей можно посетить со скидкой, где можно бесплатно послушать концерт, сколько оставлять чаевых, какие покупать сувениры, где и как можно получить контрамарки в театр, какой вариант выбрать: передвигаться по городу на такси или на трамвае.

Молодые Брод и Кафка

Все это есть в современных путеводителях. Однако тогда ничего похожего не было. Настоящей бомбой стали бы советы Кафки и Брода о том, где найти эротические или сексуальные развлечения по доступной цене.

Молодые люди полагали, что их путеводители мгновенно обошли бы конкурентов. Они могли заработать миллионы, особенно при публикации «Дешево» на нескольких языках. Заманчивой казалась перспектива оставить рутинную конторскую работу. Будущий писатель тогда служил чиновником в страховом ведомстве.

Мечтатели даже хотели составить доступный для понимания разговорник — своего рода эсперанто, плохой французский или плохой английский, изобретенный ими же. Бонусом стали бы диалекты и язык жестов.

В своей книге «Франц Кафка. Узник абсолюта» Макс Брод признается, что все их веселые и многообещающие планы не были лишены скрытой иронии. Она прямо относилась к их недостаткам — неспособности к изучению иностранных языков и вынужденной экономии, в которую их постоянно ввергали стесненные обстоятельства.

Макс Брод в 1937 году

Как пишет Райнер Штах в не так давно опубликованной трехтомной биографии Кафки, Франц и Макс особенно были вдохновлены посещением Швейцарии, северной Италии и Адриатики. Они активно готовились превратить энергию идей в энергию действий, как вдруг столкнулись с неожиданными проблемами в Цюрихе. На практике выяснилось, что их представления о бюджетных поездках и способах достижения цели достаточно наивны.

Так, в традиционном путеводителе наши путешественники вычитали, что библиотека Цюриха работает по воскресеньям. В полной решимости туда попасть они нагрянули в туристический офис города. Райнер Штах подметил: «Они кое-что знали, но зачастую совсем не то, что требовалось».

Любопытны и другие факты. Настоящим ночным кошмаром стало купание незадачливых туристов на городском озере: застенчивый Кафка пересилил себя и все-таки снял одежду в публичной раздевалке, а Брод смело отбивался от хулиганов со шлангом, которые обслуживали бассейн.

Цюрихское озеро

Злоключения не помешали товарищам составить амбициозный бизнес-план на 5 страниц для выпуска серии путеводителей «Дешево». На этом все и закончилось. В лучших традициях произведений, которые еще предстояло создать Кафке (через год, например, появилась знаменитая повесть «Превращение»), несостоявшиеся компаньоны параноидально испугались бюрократии, связанной с открытием своего дела. Они были уверены, что издатели украдут их гениальную бизнес-идею. Миллионные прибыли так и остались в воображаемом мире.

Как трезво оценить бизнес-идею

«Путешествия изменили меня»

В 1923 году, переехав ненадолго в Берлин, Кафка ежедневно гулял в городском парке. Однажды он встретил маленькую девочку, та потеряла куклу и громко плакала. Писатель решил помочь в поисках и предложил ребенку встретиться на том же месте на следующий день. Вместо куклы Кафка принес записку от ее лица. В ней говорилось: «Пожалуйста, не огорчайся моему отсутствию. Я уехала в путешествие, чтобы повидать мир. Буду писать тебе обо всех своих приключениях». На протяжении нескольких недель новые знакомые встречались в парке, и писатель зачитывал девочке письма от путешествующей куклы. Затем у Кафки обострился туберкулез, и ему пришлось уехать в санаторий в Вену. Писатель в последний раз встретился с девочкой и подарил ей куклу, которая отличалась от той, что потерялась. Однако к ней прилагалась записка: «Путешествия изменили меня».

comments powered by HyperComments