Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Как будет развиваться мировой рынок такси

Прогнозы участников конференции «Современное такси»

АВТОР: НАДЕЖДА ДОСТОВАЛОВА

Uber уйдет с рынка уже через 2 года. Количество приложений по заказу такси сократится. Конкуренция в таксомоторной сфере станет жестче. Что еще прогнозируется в отрасли — читайте в материале Sevench.

25-26 мая в Новосибирске в рамках форума «Транспорт Сибири» прошла IV Международная конференция «Современное такси». Она собрала руководителей сервисов заказа такси («Максим», «Яндекс.Такси», Fasten), таксомоторных компаний и ассоциаций перевозчиков, чиновников, экспертов в сфере такси из России, США, Казахстана, Киргизии, Китая. Всего около 300 человек. Организаторы мероприятия — Общественный совет по развитию такси и Ассоциация «Таксомоторные перевозчики Сибири».

Тренды в индустрии такси

О мировых тенденциях в таксомоторной сфере рассказала региональный эксперт представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Елена Анфимова. По ее словам, на развитие отрасли оказывают влияние мегатренды, среди которых — урбанизация.

— К 2050 году 60% населения будет жить в городе, — озвучила Елена Анфимова прогноз аналитиков из Frost & Sullivan. — Население стареет, и все чаще ему нужна будет транспортная мобильность. Другие тренды — развитие цифровых технологий, автономное (беспилотное) вождение, а также отказ от личного транспорта, что ведет к увеличению сегмента общественного транспорта и таксомоторных перевозок.

Елена Анфимова

В качестве примера она привела компанию BlaBlaCar, принцип работы которой основан на ridesharing и которая насчитывает 35 млн пользователей.

Что касается вызова такси через приложение, то к 2025 году прогнозируется увеличение этого рынка практически в три раза. Кроме того, вырастет количество машин такси — с 6 млн до 12 млн. В свою очередь, количество самих приложений сократится. Конкуренция станет еще жестче.

Самые скачиваемые приложения по заказу такси

В тренде, особенно в Финляндии, мобильность как услуга. Это полный пакет: пассажир покупает абонемент на все виды транспорта, включая такси, электричку, весь городской транспорт. Финский бизнес, впрочем, прогнозирует, что лишь 5-10% населения Хельсинки будет этим пользоваться.

По словам Елены Анфимовой, для carsharing в будущем может быть востребован беспилотный автомобиль. Полностью автономный пока не создан, он, возможно, появится только к 2075 году.

Внутри отрасли эксперт отмечает появление венчурного капитала. Так, Сбербанк поддерживает «Яндекс.Такси», Volkswagen вкладывает $300 млн в Gett, а Михаил Фридман и Алишер Усманов инвестируют в Uber.

Сон Гохуа, заместитель директора по науке и технике Пекинского транспортного университета (Китай), на форуме «Транспорт Сибири» в Новосибирске отвечает на вопрос про Uber

Кроме того, растут объемы таксомоторных перевозок. В 2015 году, например, — на 85%, по подсчетам Аналитического центра при правительстве РФ. Количество машин тогда увеличилось на 20%. Свежих данных пока нет.

Также изменился способ продажи услуги: наряду с диспетчерскими работают агрегаторы заказов такси, что усиливает конкуренцию на рынке.

Международная панорама

В мире не найдено единого решения, как регулировать таксомоторную сферу. Государства движутся разнонаправленно. Предпринимаются попытки приспособить законодательство к новым условиям.

Одни страны жестко регулируют рынок такси, в других, наоборот, происходит дерегуляция. Как отмечают в IRU, Северная Европа стремится полностью отказаться от госрегулирования сферы частных перевозок, в то же время в России стремятся все зарегламентировать и лишить граждан возможности подрабатывать в такси.

Госрегулирование таксомоторного рынка усиливается и в соседнем Казахстане, где в Астане создается единая служба такси.

Как рассказал на конференции Канат Калмагамбетов, главный эксперт департамента автомобильного транспорта Министерства инвестиций и развития Республики Казахстан, в Астане организована работа восьми операторов такси. Общее количество подвижного состава — всего 391 единица. Объем нелегальных перевозок в столице составляет более 90%. Средняя протяженность поездки — 6,3 км. При населении в 1 млн человек потребность в автомобилях такси составляет 3,4 единицы на 1 тыс. человек.

Власти намерены бороться с несовершенством национальных технологий перевозки такси, нелегальными перевозчиками, разноформатной экипировкой автомобилей. В ближайшие годы в Астане может появиться единая диспетчерская служба, единый тариф, будут оборудованы места стоянок, обновлен подвижной состав.

— В Казахстане те же проблемы, что и в других странах, — отметил Канат Калмагамбетов. — Появились новые приложения, которые притесняют диспетчерские службы. В Астану пришли Uber, «Яндекс.Такси», InDriver. Под регулирование законодательства они не подпадают.

Рэй Мунди, профессор Центра транспортных исследований при Университете Сент-Луиса (США), высказал мнение, что Uber с огромной скоростью прожигает свой венчурный капитал и такими темпами может уйти с рынка уже через 2 года. Пока с Uber конкурировать сложно, многие традиционные компании становятся банкротами — стоимость их поездок примерно на 50% выше, чем у конкурента-агрегатора.

Рэй Мунди

Что ждет отрасль

В ходе проектной сессии участники конференции «Современное такси», разбитые на несколько фокус-групп, постарались определить роль и место такси в транспортной инфраструктуре к 2030 году.

Посовещавшись, они пришли к выводу, что в таксомоторной сфере необходимо сохранить государственное регулирование. Оно должно включать в себя требования к таксистам, их стажу, образованию, опыту работы и так далее; требования к качеству и безопасности предоставляемых услуг. Нужно увеличить штрафы для нелегальных перевозчиков и снять дополнительные ограничения для легальных.

Если процесс организации пассажирских перевозок нормализуется, возможно, тогда можно будет отказаться от избыточного государственного регулирования.

Фото: sevench.ru

Видео: Ирина Зарипова

comments powered by HyperComments