Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Желтый — цвет разлуки

Как тульский Минтранс заставит таксистов расстаться с деньгами

АВТОР: НАДЕЖДА ТИХОМИРОВА

Sevench выяснил, почему вместо весны на таксомоторный рынок Тульской области пришла осень, окрашивающая машины в желтый цвет.

Тульская разноцветица

Белый и желтый — решили в 2013 году тульские власти, выбирая единый цвет для такси в регионе, и приняли соответствующий закон за номером 2023-ЗТО, который вступил в силу в июле 2014 года. С тех пор прошло несколько лет, и белый вдруг перестал устраивать. С июля 2019 года по местному закону от 24 апреля 2015 года № 2290-ЗТО допустим только желтый. Несмотря на жесткие ограничения, в Тульской области продолжают работать такси любого цвета. В чем причина?

Дело в том, что в 2012 году между правительством Тульской области и руководством Калужской, Орловской, Владимирской, Липецкой и Костромской областей были заключены соглашения о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Это было сделано для того, чтобы таксист, отвозящий пассажира из Тулы, например, в Орел, смог в Орле забрать другого пассажира и доставить его в Тулу.

— В конечном итоге смысл соглашений исказили, чтобы была возможность получения в другом регионе разрешения на осуществление деятельности для уклонения от требований местного законодательства, — пояснил Sevench источник, знакомый с ситуацией.

В соответствии с межрегиональными соглашениями разрешение на осуществление деятельности, выданное на 5-летний срок в одном регионе, действует на территории тех регионов, которые договорились об этом. Только в одной области есть ограничение по цвету кузова, а в другой нет. В одном субъекте нужно платить госпошлину, а в другом это не предусмотрено.

История с Калугой

В марте Тула разорвала соглашение с Калугой о взаимодействии в таксомоторной сфере. Таксисты, желающие получить разрешение на работу, могли заплатить 1000 рублей и перекрасить машину в желтый/белый цвет, как того требовали тульские власти, или бесплатно попросить документ и оставить кузов в покое, что практиковалось в Калужской области. Выбор был очевиден.

По новым правилам если разрешение получено в Туле, таксист сможет довезти пассажира до Калужской области, но обратно должен ехать пустым. Чтобы забрать кого-то из Калуги, тульскому таксисту нужно второе разрешение — калужское. Заместитель начальника Управления административно-технического контроля Калужской области, начальник отдела по работе с территориями Юрий Копейкин проблемы в этом не видит. По его словам, реалии изменились.

— Сейчас практически все клиенты по сотовому телефону набирают своего оператора, и агрегатор им предоставляет машину. Приехав в чужой город, не будучи зарегистрированным у данного агрегатора, таксист фактически не имеет возможности взять там пассажира. Уровень развития технологий и сложившийся порядок получения заказов привели к тому, что очень сложно получить заказ в другом регионе, — прокомментировал Sevench Юрий Копейкин.

Он добавил, что практически 90% выдаваемых Калугой разрешений на работу в такси получали жители, проживающие в Тульской области.

— Мы фактически работали на другой регион, — сказал Юрий Копейкин. — Мы выходили с предложением ввести плату за выдачу разрешений, чтобы хотя бы окупить сами расходы, связанные с изготовлением бланка, с проводимой работой. Однако калужские законодатели посчитали, что плата за подобное разрешение не взимается, и мы работаем в таком режиме.

Недополучили миллион

Всего на машины, зарегистрированные в Тульской области, в Калужской с весны 2012 года выдали 1284 разрешения. В департаменте транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области умножают эту цифру на 1000 и утверждают, что недополучили почти 1,3 млн рублей.

— Действенного контроля за перевозчиками обеспечить не смогли со стороны Калужской области, потому что перевозчики фактически осуществляли деятельность здесь, на территории нашего региона, — рассказал Sevench Александр Леоненко, инженер отдела транспорта и безопасности дорожного движения департамента транспорта тульского Минтранса. — Мы могли контролировать, но, понимаете, сам механизм административного ресурса и дальнейшей работы с этим перевозчиком все равно переходил бы в управление технического надзора Калужской области. Приходилось бы направлять туда бесконечное множество материалов, чтобы навести порядок.

По мнению Александра Леоненко, расторжение соглашения между регионами призвано максимально упростить механизм контроля. Теперь перевозчики будут устранять выявленные недостатки в кратчайшие сроки, надеются тульские власти.

Что с другими соглашениями

На очереди Орловская область. С ней туляки тоже хотят расторгнуть соглашение. Получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Орле стоит 1700 рублей. Зато здесь нет ограничения по цвету кузова. Как результат, за пять лет на транспорт, зарегистрированный в Тульской области, в Орловской выдано 1701 разрешение.

— Что же касается других регионов, таких как Липецкая область, Костромская и Владимирская, количество разрешений, выданных перевозчикам Тульской области, в этих регионах настолько минимально, что само по себе расторжение соглашений не возымеет какого-то эффекта. Поэтому в отношении этих регионов работы такой вообще не ведется, — сообщил Александр Леоненко.

На цвет товарища нет

Власти Тульской области настроены решительно. Желтый, и точка.

У служб такси на этот счет другое мнение.

— Людям надо работать. Не все имеют такую возможность либо перекрашивать (перекрашивание кузова стоит около 50 тыс. рублей, а обтягивание пленкой — 20-25 тыс. рублей – прим. Sevench), либо покупать автомобиль редкого желтого цвета. Ограничение сделали, чтобы себе набивали карманы. Как пошло изначально, «вот только мне», «чтобы ко мне приходили», «чтобы только у меня можно было открыть лицензию», — высказал мнение генеральный директор ООО «Автодон» (г. Новомосковск Тульской области) Иван Первов.

По словам гендиректора ООО «Авто Стар» (г. Плавск Тульской области) Олега Перхурова, региональные власти «хотят развалить легальное такси». «Все будут уходить в теневой бизнес, — полагает он. — Главное, чтобы машина была технически исправна. А какая она — желтая, белая — неважно». Чтобы бизнес вышел из тени и не расцвел криминал, считает Перхуров, за нелегальную работу нужно выписывать штраф в 50 тыс. рублей, а полицейским в качестве премий выдавать 10% от стоимости штрафа.

Заместитель директора по развитию регионов сервиса заказа такси «Максим» Алексей Клягин предположил, что тульские чиновники гонятся за мегаполисами. «Прежний губернатор был из Москвы, поэтому и хотел что-то сделать по принципу Москвы. Например, завести таксопарки, которые имеют желтый цвет», — заметил он.

Директор ООО «Такси 71» (г. Тула) Сергей Шариков, в свою очередь, уверен, что не во всем нужно равняться на Москву. «Там мегаполис, там другие заработки. Соответственно, там желтые парки. Но у нас Тула не такая уж огромная, как Санкт-Петербург и Москва», — сказал он Sevench.

Сами виноваты

Все эти доводы в региональном Минтрансе называют необоснованными. Так, власти ориентировались не на столичный, а на зарубежный опыт – во многих государствах такси желтые (стереотип живуч). Машины именно этого цвета можно выделить в общем потоке транспортных средств (еще один стереотип).

— Чем ярче цвет автомобиля, тем проще определить такси. Будет проще перевозчикам в осуществлении деятельности. А нам будет проще осуществлять контроль за ними, — отметил инженер отдела транспорта и безопасности дорожного движения департамента транспорта тульского Минтранса Александр Леоненко, добавив, что от белого цвета решили отказаться, чтобы была единая цветовая гамма.

Что касается затрат на покраску, то у перевозчиков было достаточно времени найти средства и подготовиться, убежден Александр Леоненко.

— Однако они избрали для себя более простой путь. Все поехали в Калугу и Орел, — продолжил он. — Предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск. Когда он (перевозчик) начинает заниматься (бизнесом), он должен знать, в какие рамки он подпадает, что он обязан исполнять, а что нет. Изначально выбирают более простую тактику, сразу ищут варианты, где можно без цвета получить разрешение. Потом, когда переходный период заканчивается, они начинают говорить о том, что им никто не возмещает и это очень дорого.

Переходный период

Как ранее заметил министр транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Александр Камзолов, чтобы исключить резкий рост затрат предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров легковым такси, на покупку или перекраску кузовов автомобилей, пожелтеть все такси должны к лету 2019 года. Двух лет вполне достаточно, чтобы решить проблему. За это время можно, конечно, и вовсе отказаться от нормы. Все зависит от активности служб такси.

Вопросы без ответа. Мнение одного из участников рынка

В РФ свобода предпринимательства юридически выражается, в частности, в том, что предприниматель может зарегистрироваться (встать на налоговый учет) в одном городе, а фактически вести деятельность не только в этом городе, но и в любых других городах тоже, без необходимости регистрации в каждом из них. В случае с такси, по сути, действует крепостное право. ИП должен получить разрешение здесь и работать только здесь, локально. При поездке в другой регион, чтобы в обратный путь там взять клиента, таксист должен оформлять еще одно разрешение (снова платить, соответствовать по цвету). Заказов на междугородние поездки много, есть поездки за тысячи километров. И если в одном регионе цвет белый, в другом желтый, в третьем синий, то какого цвета должна быть машина, чтобы водитель мог нормально работать?

Все фирмы такси конкурируют между собой и хотят визуально различаться. Почему их заставляют быть одного цвета, стать безликими для клиентов?

Введение цвета такси в регионах разрешено федеральным законом, который уже на момент принятия в 2011 году был устаревшим. Он больше касается таксопарков советского типа, которых практически уже нет. Таксисты давно работают на личных или арендованных автомобилях. И ни один из доводов властей не убеждает их перекрашивать свою или чужую собственность.

Если власть действительно заботит проблема нелегалов, то зачем так усложнять легализацию?

comments powered by HyperComments