Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

«Дом там, где ты его припарковал»

Как без денег объехать весь мир на фургоне

АВТОР: КРИСТИНА КОНЫШЕВА

Количество публикаций с хештегами #vanlife и #vanlifer в социальных сетях приближается к 10 тысячам, но пока это западный тренд, только-только вошедший в Россию. Словом vanlife обозначают бюджетное путешествие на собственном фургоне. И это не просто поездка от пункта А в пункт Б на несколько недель. Люди, выбравшие vanlife, бросают работу и нажитое, чтобы отправиться на своем авто по всему свету. Sevench пообщался с путешественниками, которые предпочли домашнему уюту дорожную романтику.

Андрей Ильюшевич, 27 лет, Республика Беларусь

В путешествие я отправился в апреле 2016 года. Выбор пал на Лиссабон. В то время произошел перелом в моей жизни, и мне все просто надоело. Работал в IT-компании, получал приличную зарплату, но что-то перестало складываться. Я расстался с девушкой, с которой встречался пять лет, съехал с квартиры. Разом я от всего освободился. За этот год моя жизнь очень сильно изменилась. Друг мне сказал: «Слушай, а не съездить ли тебе куда-нибудь автостопом?», я согласился и собрал манатки.

Было страшно начинать, как и в любом деле. Не знаешь, как себя вести, как поступить. Неуютно. Но мне ведь ни от чего не пришлось отказываться, наоборот, я был свободен для новых впечатлений, поэтому рискнул. А потом привыкаешь, понимаешь, что «автостоп» — это просто сделка между тем, кто везет и кого везут. Подвозят бесплатно, а взамен — какие-то интересные истории рассказываешь. В жизни у каждого такие есть, а пока ездишь, они только накапливаются. Опасности нет, только автостопщикам приходится развивать свое чутье и прислушиваться к нему. Если это делать, опасных ситуаций не возникнет. Чувствуешь, что лучше не садиться в машину, — откажись. Хотя чаще останавливаются те, кто хочет помочь — кому на тебя «по барабану» тормозить не станет. Надо позитивно мыслить, проговаривать про себя «Приедет хороший человек».

Чтобы куда-то ехать, надо поставить себе цель. Моей стал океан. Я создал свой блог, так его и назвал: «Road to ocean». Немного ошибся: правильно будет «Road to the ocean», к конкретному океану, а у меня вышло ко всем океанам сразу. Сначала был Атлантический, потом Северный Ледовитый, Тихого и Индийского океанов я пока не достиг.

До Лиссабона из Минска мы с другом проехали 3 тысячи километров, там попали на мыс Рока — самую западную точку Евразийского континента. Стоишь на земле, а это вообще — край мира, за ним уже ничего нет. Завораживающее место. Дальше я поехал на мыс Нордкап (Норвегия), он считается самой северной точкой Европы. Туда где-то 3 тысячи километров. Считая сейчас километры, я не смогу назвать точной цифры, сколько мы проехали, наверняка ошибусь на тысячу-другую.

После путешествия ты меняешься. Мне говорили: «Автостоп затягивает», я думал, попробую и все. А это меняет твой образ мыслей и жизни. Когда понимаешь, что можно так жить, трудно вернуться, когда видишь другой путь — не только когда ходишь в офис, откладываешь на отпуск, возвращаешься и снова к работе. «Посмотрите налево, посмотрите на право» — это туризм, а путешествие — это другое, это не отдых, а работа, частые неудобства. Когда ездил в Норвегию, жил в палатке. Для меня удобства необходимы, но необязательны, кровать вообще не нужна. Лишь бы дождь не капал. Я сейчас могу говорить такие вещи, которые кому-то покажутся дикими, для кого-то этот уровень удобства будет недостаточным.

Мы сейчас в Кинтана-Роо, но мы не катаемся на единорогах по радуге, не все идеально. Трудности есть всегда, получаешь не то, чего ожидаешь. Машины ломаются, люди злятся. Но назвать это проблемами язык не поворачивается. Это мой стиль жизни, каждый раз, когда что-то случается, я себе говорю: «Андрей, а чего ты хотел? Ты хотел ехать автостопом, например, все — наслаждайся». Главное — спокойствие и позитивный настрой. Любое испытание можно перетерпеть, если есть ради чего.

Если тепло, можно спать в палатке, если нет — на вокзале, в аэропорту, это нормально. Хотя от такого все равно немного устаешь, и когда приезжаешь домой, наслаждаешься тем, что лежишь на диване, моешься шампунем два раза в день. Для бюджетного туриста лучшее — каучсерфинг. Это такой сайт гостеприимства: размещаешь объявление, и тебя «вписывают» в свою квартиру на несколько дней. Много людей по всему миру готовы предоставить тебе крышу над головой и делают это с удовольствием. Просто надо заинтересовать человека, найти с ним общий язык. Мы переделали Combi (минивэн) в дом на колесах, и вопроса, где остановиться, не возникает.

В Минске я принимал гостей, моя будущая жена остановилась у меня. Тогда Наташа три месяца путешествовала по Латинской Америке, возвращалась в Россию через Беларусь. Когда вернулась в Москву, написала мне «Может, ты приедешь?», и через неделю я приехал. Вместе с ней уже автостопом отправились в Грузию. Хотя у меня была проблема с паспортом, он вымок, мое фото позеленело, одна страница выпала. Границы я пересекал с рваным паспортом. Других испорченный документ остановил бы, но я подумал: «Почему бы и нет?», и у меня получилось. Все проблемы у нас в голове.

Потом решили отправиться в Мексику, страну, про которую я ничего почти не знал, но я просто ответил на Наташино предложение: «Давай поедем. Почему бы и нет?». Изначально мы хотели ехать в Америку, но мне не дали визу. Белорусам ее получить труднее: в минском посольстве получить визу могут люди младше 18 и старше 65 лет. Так мы поменяли маршрут.

Языка я не знал. Английский учил в школе, потом в колледже, но разговорный у меня был слабый. То есть была база, и, путешествуя, отдаляясь от дома, где люди общаются не на русском, приходилось говорить на английском. Постоянно разговаривая, как-то незаметно выучил язык. Конечно, я не идеально говорю, но самое главное, умею объяснить, чего я хочу, и могу понимать людей. С ошибками, с неправильным употреблением времен, но ведь могу. Тяжелее с носителями языка, они забываются, используют лексику, которая непонятна. А в Мексике все говорят на испанском. За время, которое мы провели здесь, я подтянул и этот язык.

У нас сейчас есть свой блог на YouTube. Если со временем он будет приносит доход, я буду рад, но сейчас это больше занятие для себя. Наташа много снимала, я предложил выкладывать в интернет, рассказывать о путешествиях, чтобы материал не пропадал. На блог «вышел» автомобильный портал VanLife, договорились давать перекрестные ссылки друг на друга. Вообще в пути можно заработать. Мы устроились на месяц в отель на ресепшн. Это реально найти подработку, даже в Кинтана-Роо, где мы сейчас. Зарабатывать можно по разному: делать украшения, играть на гитаре, давать уличные представления.

Главное — хотеть. Можно поменять жизнь, страну проживания, вообще — все. Мы не привязаны к месту, мы не деревья, у нас нет корней, мы можем переезжать. В Мексике люди часто употребляют слово «транкила», это означает «расслабление», «релакс». Есть такое выражение, которое в Америке используют: «Надо пожить в Нью-Йорке, чтобы ожесточиться, и в Лос-Анджелесе, чтобы стать мягким». Москва — это, наверное, Нью-Йорк, а Мексика — это наш Лос-Анджелес. Тут проблемы не кажутся такими большими. Идешь, купаешься в море, лежишь на пляже, и все проходит. Проблемы, конечно, есть, но сейчас мы живем так, как хотели, как думали. Хотелось бы остаться тут и открыть свой хостел, который стал бы нашим домом, и где бы могли останавливаться путешественники. Хочется не только брать, но и давать. Помогать кому-то — это прям кайф-кайф.

Тимур Шангараев, 27 лет, Россия

Путешествую всю свою жизнь, родители начали возить в горы еще до года. Сам начал ездить после школы, а последние 4 года — уже без остановок. Стран было немного: Юго-Восточная Азия, Индия, Непал, Скандинавия, Исландия, США. Но я стараюсь пожить в каждой подольше. 2-3 месяца — стандарт, иногда и по полгода. Ночую в фургоне, если путешествую на нем, даже не рассматриваю варианта ночевать где-то еще, если, конечно, знакомые в гости не позовут. Сейчас один вэн стоит в Штатах, другой в Исландии. Который в США — сломался, починить не успел, продать тоже, а на острове у знакомых на ферме стоит полноприводный монстр для бездорожья и высокогорья. Что делать в стране, если в ней нет гор? Тут дело даже не в климате, хотя север мне, конечно, больше по душе, чем юг.

Автостопом я путешествую редко, воспринимаю это только как средство перемещения из точки А в точку Б с минимальными затратами ресурсов. А как же время — наш главные ресурс? Когда я проехал 5 тысяч километров за 5 дней, то ощутил на себе всю скорость. Пару лет назад проехал из Малайзии до северной точки Норвегии, это практически от экватора за полярный круг, через Сибирь. Автостоп очень полезная штука, если этим не злоупотреблять и не быть попрошайкой, а таких людей сейчас тысячи.

Работе мое увлечение не мешает. По сути, мой образ жизни и есть работа. Я занимаюсь организацией и проведением туров, треккингов и роад-трипов. В ближайшие пару лет планирую получить образование горного гида и инструктора экстремальных видов спорта. В свободное время занимаюсь разведкой новых регионов и маршрутов и фотографирую. Фотография — это просто способ показать и передать свой взгляд на жизнь. Просто старая камера и щелчки затвора, когда есть настроение и подходящий кадр.

Для меня жизнь — это жизнь. Романтика — это, скорее, выдуманная и идеализированная картинка, пока не готов воспринимать реальность. И чем дольше на это закрывать глаза, тем сильнее прилетит. Про трудности и неудобства отвечу так же: ведь это жизнь! Любую ситуацию можно оценивать и разбирать только тогда, когда эмоции перешли в воспоминания.

Андрей Бесов, 33 года, Россия

Раньше я путешествовал автостопом, а сейчас на автомобиле. В девятом классе с подругой поехал из Череповца в Санкт-Петербург, например. Потом объездил почти всю центральную Россию, то есть переезды в рамках тысячи километров для меня вообще не считались за поездку. Автостопом ездил и по Прибалтике — Литва, Латвия. В Эстонию и Финляндию — на пароме, а там уже на машинах. Ездил на Байкал 2 раза — 12 тысяч километров преодолел за 8-12 дней. Если очень повезло с машинами, то едешь прямо без остановок. Родственникам я говорил, что поехал, а как поехал — не уточнял, может, вообще на поезде, поэтому они не волновались. Опасностей в пути не было. Это такая модель устройства всего: какие посылы отправляешь в мир, такие и возвращаются. Если едешь автостопом, надо всей душой стремиться в точку, в которую едешь, и обязательно найдется человек, который тебя подвезет.

На машине я объездил много мест. Таджикистан, Абхазия, Белоруссия, Россия — был практически везде, куда можно добраться не по воде. У меня раньше была «легковушка», тогда было принципиально другое отношение к дороге. Хотелось скорее уже добраться до места, которое ты себе придумал. Например, собрались на море — это 2,5 тысячи километров, и этот путь едешь, практически не вылезая из авто.

Сейчас у меня Volkswagen Transporter. Когда едешь на фургоне, можешь взять с собой большое количество людей и не торопиться. У меня, например, 8 пассажирских мест. Каждая остановка занимает минимум 40 минут, пока все поедят, сходят в туалет и так далее. Начинаешь проще относиться к дороге, перестаешь гнать, планируешь поездку: 800 километров проехали, выгрузились в красивом месте, разбили палатки, встали там на ночь. А на следующий день, отдохнувшие, поехали дальше. То есть путешествие начинается сразу, как только выехал из своего города.

Я работаю фрилансером, берусь за проект, заканчиваю его, а потом у меня есть деньги и время. Все это я могу потратить так, как мне интересно, а не дожидаться отпуска. Неделя отдыха — скучно.

Юка Камнев, 27 лет, Россия

Путешествовать я привык с детства, отец часто брал меня в длительные командировки. В основном ездили по европейской части России. На разных автомобилях: от легковых до грузовиков. Ночевали, как правило, в машинах. Они были небольшими, и это было неудобно.

Когда я стал старше, отец сменил работу и ездил реже. У меня появилась учеба, а желание побывать в новых местах осталось. Поэтому я искал бюджетные варианты путешествий и узнал об автостопе. Решил попробовать. Нашел в сети человека, который поделился опытом, и тогда, ничего не сказав родителям, уехал. Вернулся домой через неделю, хотя планировалось, что вернусь через 2 дня. Родственники, конечно, немного обиделись, вообще, считали, что это опасно. Но это не так: я знаю много девушек, которые путешествуют в одиночку. Таким способом в общей сложности я проехал около 10000 км за несколько лет.

Плюсов много: имея средства только на еду, ты можешь свободно перемещаться практически повсюду. В любом городе можно найти единомышленников, которые встретят тебя, покажут достопримечательности, дадут крышу над головой – все это бесплатно. Многие удивляются: как можно доехать без денег? Действует своеобразный бартер: тебя довозят до места назначения, а взамен ты становишься интересным собеседником. Порой бывало так: проехав с человеком сутки, узнав все о его жизни, рассказав всю свою, в конце пути вспоминаешь, что даже не спросил его имени. Такие разговоры и случаются от того, что понимаешь: «Этого человека я вижу в первый и последний раз в жизни».

У отца сейчас минивэн. Он универсален и позволяет не обращать внимания на качество дорожного покрытия. На нем можно без проблем перемещаться и по городу, и в тоже время без проблем уехать на «край света», зная, что автомобиль не подведет. В сравнении с автостопом большой плюс микроавтобуса — комфорт. Можно взять много вещей, большую компанию, обустроить полноценное спальное место, приготовить еду. Именно поэтому про этот вид автомобилей говорят: «Дом там, где ты его припарковал». Сейчас мы выезжаем на отдых несколько раз в год. Одной из последних стран была Грузия. За время пребывания там, мы увидели разные ее части: и горные долины, где выращивается виноград, из которого делают знаменитое вино, и побережья с удивительным черным песком. На зимних каникулах были в Абхазии, где разница в 40 км может перенести тебя из теплого тропического побережья в морозные горные сугробы. Забирались в такие места, куда заезжали только джипы.

Главное, начать: путешествия дают новые, ни с чем не сравнимые, ощущения и воспоминания, ради которых и стоит жить.

Как покорить Северный полюс

comments powered by HyperComments