Sevench («Седьмой канал») — площадка, на которой каждый может рассказать о своем деле. Мы ждем ваши истории и кейсы! E-mail: info@sevench.ru

Что должен уметь каждый бизнесмен

Советы основателя InvestBazar Олега Иванова

АВТОР: АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВА

О навыках, которые должен развить в себе каждый предприниматель, рассказал владелец RC Cola Russia, основатель InvestBazar, «Бизнеслифт» и Tornado Energy Олег Иванов.

«Наша культура воспитывает огромное количество людей-героев, — говорит Олег. — Неважно, что ты положишь свою жизнь на алтарь, неважно, что ты умираешь в нищете, неважно, что твоим детям есть нечего — зато ты герой. И вот эта жертвенность строится на том, что ты обязательно должен быть с дырой в кармане. А коммерция, предприниматели — это кто? Спекулянты! Барыги! Даже в фильмах и сериалах показывают, что если ты успешен, то обязательно какая-нибудь задница должна произойти. Нельзя быть богатым и гармоничным».

По мнению Олега, пока у тебя ничего нет, и отдавать миру нечего. Если в кармане нет денег, сможешь ли ты сделать что-то значимое для людей? В современном обществе навряд ли: как говорится, деньги правят миром. И стать героем теперь можно, не только принося себя в жертву, а с помощью своей деятельности: каждый день делать что-то полезное для людей вокруг.

Чтобы начать бизнес, нужно развить предпринимательские навыки. «Первый ваш навык как предпринимателя — постоянно находиться в поиске проектов», — рассказывает Олег. Предприниматель не обязан всю жизнь отдавать одному делу. Предпринимателю можно и нужно всегда искать что-то новое, воплощать свои идеи в реальность, не бояться прогореть. В этой стратегии есть весомый плюс: если ты все силы и средства вложишь в одно дело, а оно прогорит, ты просто разочаруешься во всем. А если у тебя силы направлены в несколько дел сразу, в случае «прогорания» одного бизнеса у тебя останется второй и даже третий — на сколько сил хватит.

При этом важно, чтобы ваши идеи были интересны лично вам. «В какой отрасли сто процентов можно получать большие деньги? Причем всегда. Это нефть. Но какое отношение это имеет ко мне? Никакого. На самом деле, все идет отсюда (Олег показывает в область сердца). Что меня торкает, что меня заводит, чем я готов заниматься бесконечно долго?»

Олег Иванов: «Дело, которое вы делаете с неподдельным удовольствием, не даст вам погаснуть».

Можно гнаться за деньгами, но и они когда-нибудь перестанут быть достаточной мотивацией. Вы можете уловить тренды, начать развивать бизнес в прибыльной сфере, но затем произойдет то самое выгорание, и даже деньги, которые изначально были главной целью, потеряют свою значимость. А дело, которое вы делаете с неподдельным удовольствием, не даст вам погаснуть.

Второй навык — найти инвестора и договориться с ним. Здесь нужно вернуться к моменту, что вы находитесь в постоянном поиске и открытии нового бизнеса. Каждый раз дело будет становиться крупнее и масштабнее, а для этого нужны средства. Как бы там ни было, рано или поздно ваших средств станет недостаточно. «Любой проект, более или менее существенный и крупный, невозможно сделать за свои деньги. Кто-то, кроме меня, сможет привлечь в проект деньги? Не спорю, есть финансовые брокеры, консультанты, которые слайдики нарисуют, организуют первую встречу с инвестором. Но инвестор-то мне в глаза будет смотреть. Он будет принимать решение: вот этому кренделю доверяю свои деньги или нет и почему», — объясняет Олег. Никто, кроме самого предпринимателя, не сможет решить задачи: где найти инвестора, как провести с ним переговоры, на что можно согласиться, а на что нельзя и так далее.

Третий навык заключается в умении попросить помощь и, конечно, деньги. «Представьте, вы дома под пивом придумали какую-нибудь штуку с друзьями. И теперь нужно собрать людей — топовых экспертов в этой области – при том, что ни шиша в кармане. И с какого перепугу эти люди, работающие в крупных корпорациях и разъезжающие по миру, вдруг должны сорваться с насиженного места и прибежать ко мне. Где их искать? Как их мотивировать? Как их привлечь к себе, если мне реально им невозможно ничего предложить по деньгам? Но ответ здесь очень простой, — уверяет Олег. — Любой топ, а мы ведь туда смотрим, это человек, у которого есть цели. Любой успешный человек, как правило, всегда имеет более далеко идущие цели, чем какой-либо офисный планктон».

Олег Иванов: «Мы — инструмент для того, чтобы люди вокруг нас достигали своих целей».

Олег объяснил — как только мы ставим цель, это автоматически означает, что мы недовольны текущим положением. Недовольство может оказаться на руку предпринимателю: нужно узнать, какая цель есть у «топа», и подумать, каким образом с помощью вашего проекта этот человек сможет эту цель реализовать. «Мы — инструмент для того, чтобы люди вокруг нас достигали своих целей. Поэтому, когда я встречаюсь с инвестором, я не рассказываю о том, какую охрененную штуку я придумал. Я прежде всего спрашиваю его: а ты деньги-то зачем хочешь вложить? Ты хочешь заработать, чтобы что у тебя в жизни произошло? И можем ли мы с помощью нашего проекта ускорить это событие в его жизни?»

И четвертый важный навык — умение вовремя приводить себя в ресурсное состояние, способность постоянно работать над собой. «Это не про то, сколько времени мы тратим на работу, а про то, в каком состоянии мы это делаем. Это наша ответственность: я сегодня унылый, или я сегодня бодрый, я злюсь на кого-то, или думаю над тем, можно ли этому человеку помочь. Я реактивен на внешние события, либо я понимаю свои автоматические реакции, чтобы быть в ресурсном состоянии. Без понимания всех «автоматов», которые в нас работают, без проработки собственной психологии, как правило, средний или малый бизнес так на этом уровне и остается».

Материал подготовлен на основе выступления Олега Иванова на бизнес-конференции «Огонь» в Тюмени.

Фото: Александр Василюха

comments powered by HyperComments